"Полтергейст
против всех и вся, или История
полтергейста в России" Зимой 1666 года царю Алексею,
второму из династии Романовых,
сообщили, что в московской
богадельне, близ Иванова монастыря,
появилась "нечистая сила". Кто-то
невидимый стучит там днем и ночью,
кричит дурным голосом, а главное, не
дает спать обитателям богадельни,
сбрасывая их с постелей. Тогда по
совету бояр царь велел разыскать и
привести к себе преподобного
Иллариона, о котором говорили, что
ему дана была власть над духами.
Царские слуги отыскали его уже в пути,
когда он направлялся в дальние скиты.
Выслушав царя, преподобный,
следуя смирению, стал ссылаться на
свою духовную немощь и
несовершенства, так что царю
пришлось возвысить на него голос, и
только тогда преподобный
повиновался и принялся за дело.
Явившись в богодельню,
преподобный отслужил там со слезами
и рвением вечернюю службу и повелел
всем, перекрестившись на сон
грядущий, ничего не бояться и
ложиться спать. "Я же в страхе
укрылся шубою и забился под нее",—
писал свидетель и летописец события.
"Боряся же преподобный с тем
дьяволом, седмиц пят, прилежныя свои
молитвы к Богу творя, и воду святя и
повсюду кропя; абие той демон мало по
малу исчезе оттуда конечно, и к тому
николиже тамо вниде"*.
Существует множество
сообщений и более близких лет о
подобных явлениях. Приведу здесь
только два из них, главным образом
потому, что и в том и в другом
упоминается деталь,
представляющаяся мне немаловажной.
"В 1873 г., Симбирской губ.,
Ардатовского уезда, в селе Барашеве,
в доме священника с 23
декабря по 28 декабря "разнообразное
самодвижение и самолетание
предметов", самовар с кипятком
поднялся с пола и отлетел аршина на
два; из русской кухонной печи
вырывало и разбивало вдребезги
кирпичи; домашняя посуда и утварь
летали в разные стороны и разбивались.
Момент поднятия какой бы то вещи
с известного места и перелет
ее при внимательном наблюдении моем
ни разу не был замечен, а только ее
падение",— писал священник Н. П,
Цветков.
"В 1887 году в Сибири, в
Томской губернии, возле города
Маринского,— рассказывал
корреспондент газеты "Сибирский
вестник",— на кожевенном заводе
купца Савельева в ночь на 1 сентября
полный погром: почти во всех окнах
двухэтажного флигеля, где жили
хозяева, перебиты стекла и множество
всякой посуды. Прибыли следователь, .
товарищ прокурора, воинский
начальник; хозяева и 40 заводских
рабочих показали, что видели, как
вещи, лежавшее спокойно, внезапно
поднимались с места и стремительно
летели в окна и разбивали их. Никто не
мог уловить момента поднятия, но все
ясно видели полет
вещи".
Иными словами, предмет
наблюдался только в движении, только
в полете; само же начало движения
заметить не удавалось. Эту деталь
феномена отмечают и советские
исследователи.
Напрашивается мысль, что
предмет за какое-то мгновение перед
тем, как быть воспринятым уже в
движении, просто исчезает из
пространственных координат нашего
мира. И там, вне этих координат, и
получает он тот импульс, который
приводит его в движение. По тому же
принципу "из ниоткуда" падают и
записки, которые полтергейст бросает
своим жертвам.
Самому мне это объяснение
представляется слишком очевидным,
чтобы оно могло бы быть истинным.
Впрочем, продолжим наше
повествование. Я приводил уже
рассказ помещика Василия Щапова о
том, как женскую или детскую ручку
видели стучащую в окно, а потом в
спальне. Рассказ его содержит ряд
других небезразличных для нас
свидетельств.
"Как ни тяжело и опасно было
оставлять в такое время своих
семейных — двух старух и жену с
ребенком, но я по одному
безотлагательному делу должен был на
один день поехать .в город, а чтобы
семейным не было страшно оставаться
одним (так как мы все уже не на шутку
стали бояться этих явлений), я
попросил одного юношу, соседа нашего
А. И. Портнова, остаться, с ними.
Вернувшись через день, застаю всю
семью в сборах с уложенными уже на
воз вещами; мне объясняют, что
оставаться долее никак нельзя,
потому что начались самовозгорания в
доме разных вещей и дошло до того, что
вчерашним вечером на самой хозяйке
дома (т. е. моей жене) воспламенилось
само собою платье, и Портнов,
бросившийся тушить его на ней, обжег
себе все руки, которые у него и
оказались действительно
забинтованными и сплошь почти
покрытыми пузырями.
Жена же рассказала следующее.
Только что вышла она за дверь в сени,
как под ней вдруг затрясся весь пол,
раздался оглушительный шум, и в то же
время из-под пола с треском вылетела
точно такая же синеватая искра, какую
мы прежде видели вылетавшею из-под
умывального шкафчика, и только что
успела она вскрикнуть от испуга, как
внезапно очутилась вся в огне и
потеряла память. При этом весьма
замечательно то, что она не получила
ни малейшего ожога, тогда как бывшее
на ней тоненькое жигонетовое платье
кругом обгорело выше колен, а на
ногах не оказалось ни одного
обожженного пятнышка.
Что же действительно
оставалось делать? Передо мною был с
искалеченными от ожогов руками
Портнов, обгорелое платье, на тонкой
материи которого не было ни малейших
следов какого-либо горючего
материала,— ясно, что оставалось
бежать! Это мы и сделали в тот же день,
переехавши в соседний поселок в
квартиру казака, где и прожили все
время половодья без всяких уже
тревог. Не было никакого повторения и
по возвращении нашем в дом, который я,
однако, тем же летом распорядился
сломать".
С огнем, сопутствующим
полтергейсту, мы встречались уже в
других случаях, которые я приводил до
этого. Подчеркну, однако,
обстоятельство, не отмеченное ранее:
огонь, который обугливал и сжигал
предметы, оказавшиеся в его зоне, на
людей оказывал весьма избирательное
действие. Пример тому — случай,
описанный выше. Пламя, исходившее от
одного и того же источника, сильно
обожгло одного человека (Портнова) и
не принесло ни малейшего вреда
другому — жене Щапова. Такие случаи
известны и в наше время. Второпях
люди бросаются гасить загоревшиеся
вещи руками, не чувствуя при этом
пламени и не получая ни малейших
ожогов. Так происходило и при
загораниях, вызванных полтергейстом,
в городе Сыктывкаре на Севере и в
Москве, в квартире на улице
Молдогуловой, когда загорелась шуба
и ее стали гасить руками.
Запомним эту, еще одну
несоотносимость полтергейста с
реальностью и логикой нашего мира.
Запомним, чтобы вернуться к этому
позднее. А до тех пор продолжим наш
рассказ.
В числе различных приемов,
как избавиться от полтергейста, мне
попался один, достаточно
иррациональный в ситуации, в общем-то,
иррациональной самой по себе*.
Сибирский крестьянин рассказывает о
хозяине в их деревне, имевшем избу,
которая состояла как бы из двух
половин. Жить же ему с семьей
приходилось только в одной половине,
вторая пустовала, так как в ней по
ночам слышались стуки и с печки
летали кирпичи. Деревенский учитель
и другие "грамотные люди"
попытались ночевать там и убедились,
что кирпичи с печки летят сами по
себе, "дуют и ваших нету". И поделать
с этим никто ничего так и не смог.
"А приезжал цыган,—
продолжает крестьянин свой рассказ,—
кастрировал он жеребцов, быков.
Чепуху-то. Сичас мы ее выживем!
Купи картов колоду, бери в магазине.
Тот пошел, купил "картов
колоду", притащил. Он взял их:
Уходите все! А карты потом
посмотрите, куда я их положу! Залез в
подполье, карты положил там на место.
Но те залезли потом, чтоб поглядеть-то,
действительно он их положил?
Посмотрели —
тут лежат. Но теперя говорит:
Заселяйтесь, живите. Ему есть чем
заняться будет.
А кто "ему"? Кому "ему"? "Он,—
гыт,— в карты играть будет, а не здесь..."
Посмотрели — действительно,
картов-то нету! Куды девались? Никто
не приходил. Хозяин в той половине.
Сюды не слышно, никто не приходил.
Учителя пришли: нету, где лежали, карт.
Но давайте попробуем. И вот хозяин
ночевал, нету, ушло. А чем объяснить? И
что, он, цыган, знал, чего ли? "Ему",
говорит, заняться нечем было, вот он
вас и беспокоил. Кому?"
На ум невольно приходит
эпизод, мельком упомянутый одним из
семьи Савиных: "В другой раз, когда
ночевали у нас милиционер и двое
дружинников, они всю ночь играли в
карты — уже ничего не было".
Ставя рядом два этих эпизода,
я делаю это с величайшей
осторожностью и, я бы сказал, с
сомнением: многочисленные попытки
выделить в полтергейсте какие-то
устойчивые свойства чаще всего
оказываются тщетны. Как только какая-то
закономерность кажется
установленной, оказывается, что
существует достаточно много случаев,
когда все происходило прямо
противоположным образом, с
противоположным знаком. Поясню это
примером.
Полтергейст в семье Савиных
появился еще в Москве, когда же,
спасаясь от него, они переселились в
"Коммунарку", полтергейст
последовал за ними. Вспомним
Барабашку, который последовал за
Фирузой и другими девушками. Таких
случаев, когда полтергейст
отправлялся с места на место, следуя
за своей жертвой, известно довольно
много. Всякий на месте исследователя
сделал бы вывод, что объектом
полтергейста являются конкретные
люди, семья.
Оказывается — никоим образом.
Существует достаточно много
свидетельств о полтергейстах,
которые, наоборот, были привязаны не
к людям, а очень устойчиво — к
определенному месту, к дому. В
течение ряда лет разные люди могут
приезжать в дом и покидать его,
наблюдая всякий раз
возобновлявшиеся явления.
Еще пример. Исследователи, а
иногда и просто наблюдатели часто
отмечают устойчивую связь феномена с
кем-то из членов семьи, чаще всего с
ребенком или подростком переходного
возраста. То, что происходящее
связано с таким "носителем",
подтверждается тем, что во время его
отсутствия или когда он спит, феномен
прекращается. Когда же "носитель"
оказывается в другом доме, там тоже,
как бы следуя за ним, начинают
происходить явления полтергейста:
возгорания, падения и передвижения
предметов. В одном из описанных
случаев, стоило мальчику ("носителю")
появиться у соседей, как сейчас же
сам собой опрокинулся стол.
Присутствие такого "носителя"
удается установить примерно в 80—90%
случаев феномена.
Казалось бы, налицо четкая
закономерность. И снова — это было бы
так, если бы не наблюдались
диаметрально противоположные случаи,
когда полтергейст продолжается и в
отсутствие "носителя". Причем таких
случаев тоже слишком много, чтобы
можно было отнести их к разряду
исключений.
Самые различные стороны
полтергейста проявляются, как бы
следуя этой схеме: стоит
фиксировать некое свойство, как тут
же обнаруживается другое,
противоположное ему.
Я приводил случай изгнания
полтергейста преподобным Илларионом,
описанный в исторической хронике.
Известны и другие факты прекращения
полтергейста после кропления святой
водой и молебна.
В 1893 году в Тобольске, как
сообщала в письме сама жертва
полтергейста, "после молебна с
водосвятием все прекратилось". Тоже,
казалось бы, налицо некая
закономерность. Но точно так же, как и
в других случаях, закономерности
этой противостоят случаи, когда
святая вода и молебен не только не
прекращают полтергейста, а, наоборот,
усиливают его активность:
расплескивается и выливается святая
вода, гнутся кресты и т. д. Об этом же
гласит свидетельство, принадлежащее
А. С. Пушкину, записанное им в своем "Дневнике":
"В городе много говорят о
странном происшествии в одном из
домов, принадлежащих ведомству
придворной конюшни, мебели вздумали
двигаться и прыгать; дело пошло по
начальству. Кн. В. Долгоруков нарядил
следствие. Один из чиновников
призвал попа, но во время молебна
стулья и столы не хотели стоять
смирно. Об этом идут разные толки".
Таким образом, можно было бы
сделать два противоположных
утверждения: "Святая вода и молебен
полностью прекращают полтергейст" и
"Святая вода и молебен не прекращают,
а только усиливают его". И при этом
оба эти утверждения были бы
справедливы.
Такие же две
взаимоисключающие констатации могут
быть сделаны и в отношении "огненного
полтергейста". Пламя его жжется и
способно причинить человеку сильные
ожоги. В других случаях это же пламя,
исходя из того же источника,
совершенно не жжется и не оставляет
на теле человека ни малейших следов.
Примеры того и другого я приводил.
Разбирая множество случаев
возгорании при полтергейсте, В. Н.
Фоменко справедливо отмечает, что
все они происходят с соблюдением как
бы "мер безопасности": происходит
это только в том случае, если вблизи
есть вода и оказываются люди, готовые
прекратить пожар. Многочисленные
факты подтверждают это наблюдение.
Но в то же время другие факты
свидетельствуют о совершенно
противоположном:
пожары, наведенные
полтергейстом, возникают и в
отсутствие людей. В результате таких
возгорании могут быть уничтожены не
только сам дом, но и дома, оказавшиеся
рядом. Один из многочисленных
примеров тому — известное "Липецкое
дело", когда, несмотря на все меры
предосторожности, дом сгорел целиком.
Я не ставлю цели назвать
здесь все позиции, где проявляется
эта устойчивая схема, присущая
полтергейсту,— наличие двух
взаимоотрицающих свойств.
Единственное, что я хочу — указать на
саму эту особенность феномена.
Наличие таких взаимоисключающих
проявлений, по сути дела, и есть
единственное его свойство, которому
не сопутствует другое, которое бы
тоже исключало его. Во всяком случае
настолько, насколько могу я судить по
тому, что мне известно.
Такая особенность феномена
делает затруднительными, а то и
невозможными попытки описания его в
терминах позитивного знания:
возможно ли говорить, что
предмет — шар, оговаривая при этом,
что одновременно он есть и куб,
утверждать, что он черный, но в то же
время и белый?
Впрочем, опыт подобного
противоречивого описания явлений
известен. Это антиномия: объект
характеризуется набором качеств,
исключающих друг друга. Антиномия с
некоторых пор применяется в науке и
тысячелетия известна в мистической
практике, где некая полнота
реальности может быть описана только
таким образом.
В науке антиномии служат
для описания явлений, лежащих за
пределами обыденного, повседневного
.опыта. В мистике — для объектов,
расположенных за чертой реальностей
этого мира. Следует ли из того, что и
полтергейст, который может быть
описан только таким образом, тоже
лежит за пределами этой черты? Как за
пределами ее, по другую сторону,
пребывают те сущности, которые, как
считают некоторые, сопутствуют этому
явлению и даже порождают его.
При этом сами мы не знаем даже,
пребывают ли они, эти сущности,
постоянно в нашем физическом мире
или они — пришельцы из каких-то
параллельных, иных Миров и иных
Вселенных. Но, может, и сами эти
параллельные Миры — только часть
нашего многомерного Мира.
В последнее время
математиками создано несколько
убедительных моделей,
свидетельствующих о том, что
реальность имеет не три измерения (или
четыре, если считать время), а
неизмеримо больше.
Абсурдные, несвязные явления
воспринимаются нами как полтергейст,
возможно, не более чем лишь отзвуки,
дальние тени каких-то иных явлений,
происходящих в другом, недоступном
нам мире иных измерений.
Точка зрения, предлагаемая
здесь, не представляется мне самому
ни окончательной, ни единственно
возможной. Поэтому было бы уместно,
наверное, напомнить те положения
феномена, которые всегда ставили и
продолжают ставить в тупик его
исследователей.
Первое — это то, что действия
полтергейста явно лишены логики,
цели и смысла. Следует уточнить — той
логики и того смысла, которые
доступны нам.
Другое, что констатируют
исследователи,— это то, что явления,
сопровождающие феномен, необъяснимы
и совершенно невозможны с точки
зрения физических законов нашего
мира. (Характер полета предметов,
прохождение их сквозь стены и другие
твердые преграды, феноменальная "информированность"
полтергейста о присутствующих и т. д.)
Я уже говорил об этом.
Третья особенность: каждому
качеству полтергейста соответствует
как бы исключающее его
противоположное качество.
Существует еще одно не менее
странное свойство полтергейста,
обнаруженное недавно, которое может
быть добавлено к этому перечню.
Исследователи феномена в Горьком
решили узнать, меняется ли
температура тел, бросаемых или
перемещаемых полтергейстом. Для
этого они использовали
радиотермометр, прибор, принимающий
излучение от предмета и служащий для
дистанционного измерения
температуры.
Направленный на такой
предмет радиометр показывал на
индикаторе мгновенный всплеск,
говорящий о большой интенсивности
излучения. Но уже через мгновение
излучение это резко падало до уровня
общего фона, т. е. прибор
регистрировал ту же температуру, что
и другие предметы, на которые
полтергейст не воздействовал.
Я упоминал уже, что там же, в
Горьком, подросток из семьи, где
наблюдался полтергейст, был
подвергнут гипнозу. В этом состоянии
он описал те сущности, которые
воздействовали на предметы. Однако
после того, как это было им сделано,
повторно ответить на этот же вопрос
он уже не мог: он уже "не видел", он
не знал и не помнил даже того, что
только что говорил.
И в том и в другом случае,
отмечают исследователи, некая
информация — будь то температура
тела или картина происшедшего —
после того, как она была считана,
снята, полностью исчезает. Такое
свойство предметов ли, ситуации ли
также никак не соответствует
реальностям Мира, в котором мы
существуем.
Исследования и размышления
исследователей о природе
полтергейста ставят вопрос таким
образом: либо это феномен,
врывающийся в нашу действительность
как некий протуберанец, исходящий из
иного измерения или иного Мира; либо
сами реальности нашего Мира
значительно шире, чем мы привыкли
представлять себе это.
Хотя выше было сказано "либо
— либо", обе версии кажутся мне
допустимыми в равной мере. Возможно,
и здесь полнота реальности
антиномична, как антиномичен сам
полтергейст, т. е. включает в себя обе
эти версии.
Размышляя о полтергейсте и
всех усилиях найти его разгадку, я
невольно думаю о самом навязчивом
стремлении человека непременно
получить ответы на все вопросы, чтобы
освободиться от малейшей
неопределенности. Почему перед лицом
любой неизвестности испытываем мы
это невротическое чувство
напряженности и дискомфорта? Не
память ли это, притаившаяся в генах
первобытного, пещерного страха перед
всем неведомым и неизвестным?
Непонятное — угрожает, неведомое —
несет гибель, неизвестное — всегда
враг!
Не потому ли с такой
готовностью обращаемся мы к
различным гипотезам, версиям и
объяснениям, что они освобождают нас
от бремени неведомого и неизвестного?
Думаю, что, как ребенок,
взрослея, перестает бояться темноты,
так и человек, более зрелый духовно,
научится существовать рядом с тайной,
не оскорбляя ее своим любопытством. Я
говорю о человеке, свободном от
навязчивого стремления все понять,
во всем разобраться, всему дать
анализ.
Только мартышка каждый
предмет, оказавшийся в поле ее зрения,
пытается раскусить, обнюхать или
попробовать его на зуб. |